Очень важно знать где и что написано про обоснование, способы использования, статистические данные метода иппотерапии. Привожу некоторые: «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде (2 тома) МККИ, Москва 2003 - Deutsche Kuratorium für Therapeutisches Reiten
«Адаптивная (реабилитационная) верховая езда» Учебное пособие университета "Paris-Nord" МККИ, Москва 2003 год
Штраус, И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. = Ingrid Strauß: Hippotherapie - neurophysiologische Behandlung mit und auf dem Pferd. Aufl. Hippokrates, Stuttgart 2000 ISBN 3-7773-1368-8 (Mit einem Beitr. zur Kinder-Hippotherapie von Emmy Tauffkirchen) / перевод с нем. — М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. — 102 с.
Есть ещё, только нужно поискать на сайтах.
Меня больше интересуют те источники, которые имеют большой опыт в данной теме. Что касаемо реабилитации при помощи других животных, мне это знакомо. В рамках изучения психологии преподается зоотерапия и зоопсихология. Но нас в большей степени интересует райттерапия (иппотерапия). Значит - воздействие на определённые мышцы, центры, рецепторы наездника и, при необходимости, их коррекция. А для этого необходимы знания по детской психологии, психологии развития, возрастной психологии, патопсихологии, психопатологии (это не одно и то-же).
Я сегодня специально пересматривала развитие и использование метода иппотерапии в ФРГ, России, Грузии, Прибалтике. Метод прекрасный и работает, но он отличается от покатушек, т.к. на занятии обязательно применяются физические упражнения по определённой схеме. Занятие по иппотерапии, как и другие занятия, состоят из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Специалисты знают их наполнение. У каждого инструктора есть своя методика, главное - добиться поставленной цели и положительного результата. Наша методика проверена временем, и работаем мы с разным возрастом от 4 месяцев до 74 лет ( старше просто не было), диагнозы от ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития, где выделить основной и сопутствующие диагнозы просто нет возможности), до сколиоза 1 - 2 степени, страхов, простого снятия психологического напряжения. Всегда положительная динамика. Использование других животных больше влияет на эмоционально - волевую сферу. У нас есть контакт и планы на весну 2013 года с ОДПИ Первомайского р-на г. Минска. Но возникают и свои сложности: 1. при продолжительном проглаживании кота, он от эйфории выпускает когти; 2. собака может от радости прыгнуть на грудь ребёнку и случайно уронить ребёнка, стукнуть махающим хвостом, по этому собаки подойдет не всем, но тоже очень хорошо. Главный принцип психолога, да и любого честного специалиста - НЕ НАВРЕДИ! ! !
Работать с "особенностью" надо комплексно во всех направлениях. Что касается знаний инструктора по иппотерапии - знать диагнозы, симптоматику, течение, показания, противопоказания, владеть методами и методиками коррекуционно - реабилитационного воздействия и определять состояние ребёнка инструктор должен уметь, что бы не навредить. Нет необходимости изучать каждую особенность до самых глубин, знать всего и обо всём на равне с профессорами и светилами невозможно, ибо это обязанность многих узких специалистов. Мы просим родителей на ознакомительное занятие привезти ксерокопию последнего заключения или эпикриза и желательно справку от врача о показании к иппотерапии (что врачи дают очень редко и не охотно). Исходя из имеющейся информации и рассказа родителя об особенностях ребёнка и проявлениях, а так же, по наблюдениям за ребёнком при проведении ознакомительного занятия и строится индивидуальная программа занятий с конкретным ребёнком.
30 лет назад (мобильных телефонов не было, а детей в группах детского сада было до 30) обязательным изучаемым предметом педагога дошкольных учреждений была медицина и первая доврачебная медицинская помощь (такая толстая синяя книга), мы учили, как по первым симптомам и состоянию пострадавшего ребёнка оказать первую медицинскую помощь и вывести детей, например, из лесопарковой зоны к детскому садику и вызвать врача.
Выбор инструктора остается за родителем. Нам часто приходится сталкиваться с неверием приходящих к нам на ознакомление родителей, столкнувшихся с "инструкторами", но после ознакомления человек понимает, что ему нужно и перезванивает, и записывается на занятия, или записывается сразу после ознакомления. Выбор - дело лично каждого. Только нужно помнить, что не всякий гриб - съедобный и не всякий любитель лошадей - инструктор по иппотерапии.