Семь игр Пата Парелли.
1. Дружелюбная игра (Friendly Game)
2. Дикобразная игра (Porcupine Game)
3. Направляющая игра (Driving Game)
4. Игра Йо-Йо (Yo-Yo Game)
5. Кружащая Игра (Circling Game)
6. Принимание (Sideways Game )
7. Выжимающая Игра (Squeeze Game)
Цель - добиться доверия и уважения своего коня. Вы становитесь вожаком маленького табуна из вас и вашего коня. Лошадь должна предоставить вам право принимать решение и полностью доверять им. "Семь игр" - это те же самые игры, в которые играют лошади, устанавливая контакты и определяя лидерство. Важно, чтобы вы обучали лошадь в определенном порядке.
Вот этот принцип оказался для меня путеводным и до сих пор две основные вещи, которых я жду от лошади - доверие и уважение.
Игра 1. Дружелюбная. Цель – доверие. Найдите места, где лошадь не позволяет касаться её. Оглаживая «позволенные» места, каждый раз подбирайтесь к «запретным». Результатом должно стать ваше свободное касание любой части тела лошади. Когда успех достигнут, можно немного усложнить задачу, накидывая на коня веревку или шурша рядом пакетом; словом, вы можете потихоньку применять любые раздражители для того чтобы ваш конь стал смелее, больше доверял вам и не проявлял излишней подозрительности. У коня обязательно должна быть свобода выбора (возможность сбежать от «опасности»), а у вас отсутствовать желание принудить его к каким-либо действиям.
Тут уж да, показать нового конежора - это святое
Игра 2. Дикобразная. Лошадь не должна сопротивляться, если ощущает физическое давление, она должна учиться уходить от него. Эта игра учит лошадь уступать. Результат достигается постоянным и равномерным давлением (не резким болезненным тычком). Начинать нужно с очень мягкого и медленного нажатия и усиливать его до тех пор, пока лошадь не отодвинется - будьте готовы настаивать на своем долго. Давление нельзя прекращать до тех пор, пока лошадь не откликнется на него хоть в минимальном объеме, хоть чуть-чуть не отодвинется - и тут же «отпустите» лошадь. Четыре стадии настойчивости: давление на шерсть, кожу, мышцу, кость.
А вот эта игра стала для меня той самой ключевой ошибкой. Я все удивлялась - столько работаем, а все равно лошадь реагирует на давление медленно, не сразу. Может, больше играть? - думала я. А потом мне сказали: а чего ты удивляешься, что лошадь "заторможенная"?? Ты же не требуешь сразу реагировать. Как стало некомфортно, так и отреагировала. А она сейчас засмотрелась куда-то и стало некомфортно через несколько секунд только. Надо не ждать, надо что б лошадь сразу знала: не отреагирует - тут же последует дискомфорт.
Теперь, если на давление нет реакции сразу - тут же давлю сильно или даже хлыстом покачивать начинаю. Очень быстро Валя все поняла
Игра 3. Направляющая. В эту игру лошади играют постоянно: достаточно лидеру прижать уши - и подчиняющийся тут же отходит от него. Игра №3 учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, не дожидаясь самого касания. Смысл обучения: если лошадь не откликнулась на ваш жест, вы употребляете физическое воздействие. Главное: если дали команду двигаться, ВСЕГДА добивайтесь ее выполнения.
Когда-то год или сколько там назад был у нас семинар по вестерну. И тогда тренер сказала одну вещь: я жду реакции лошади только на давление. Мне не нужно, что бы она уходила от взгляда или движения руки. А вдруг мне в глаз что-то попало или просто чешу лоб? А она уже ушла?
Я тогда задумалась сильно и через день решила - я тоже не буду в эту игру играть. Оно мне надо?
Игра 4. Йо-Йо. Она заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно к себе, пользуясь чумбуром или кордой. Фаза 1: покачивание указательным пальцем в направлении лошади. Фаза 2: пошевелите запястьем, чтобы чумбур слегка пошевелился в руке. Фаза 3: потрясите чумбур, поводя рукой сверху вниз. Фаза 4: делайте сильную «волну» по корде. Как только лошадь начала осаживание, немедленно остановите движение. Лошадь должна и возвращаться обратно: мягкими движениями как бы подтягивайте ее к себе за корду (но не тащите!). Итог работы: лошадь уходит при легком взмахе руки и столь же легко возвращается к вам. В этой игре необходим четкий зрительный контакт с лошадью. Когда успех достигнут, следует слегка провоцировать коня, выводя его на неровную почву, требуя более быстрой реакции, оставляя между собой и ним бревно или шест или, наконец, играть на более длинном поводе. Основные проблемы: 1) Лошадь встаёт на свечку (прекращайте давление в этот момент и начинайте сразу, как только лошадь опустилась); 2) Лошадь не осаживает по прямой (следите, чтобы морда лошади была повёрнута в вам прямо, если лошадь всё равно выдвигает зад в сторону, старайтесь развивать обе стороны лошади другими играми, выпрямляя её).
Тут игре плюсик. Не знаю, как с личным пространством, а вот возвращаться на круг при работе на корде, если стала срезать - помогает
Игра 5. Кружащая. Лошадь учится сохранять заданный вами аллюр и темп до следующей команды. Сначала можно играть на короткой верёвке, затем на 4-метровой. Чтобы «послать» лошадь, поверните с помощью «Направляющей» игры ее нос в нужном направлении. Когда лошадь двинется по кругу, центр которого вы, не двигайтесь (лучше нарисовать круг, за который нельзя выходить), повод пропускайте за спиной. Минимальное количество кругов - 2, максимальное - 4 (дальше лошади становится скучно). Первой фазой возвращения лошади к вам станет поворот ее головы к вам. Затем поверните задние ноги от себя. Каждое верное движение лошади должно быть подчеркнуто прекращением ваших действий в отношении ее и улыбкой. Не качайте кордой и не подгоняйте лошадь, если она ответила, чтобы в дальнейшем не делать этого постоянно. Если лошадь не соблюдает аллюры. Например, скачет галопом вместо шага. Некоторое время ничего не делайте, чтобы она успокоилась. Если этого не происходит – остановите, огладьте и снова вышлите. Если лошадь наоборот не хочет двигаться – высылайте до желаемого аллюра. Галоп на таком маленьком кругу лучше вообще не просить. Эта игра – не работа на корде. Если лошадь «тянет», не наказывайте, лучше игнорируйте, не сдвигаясь ни на шаг. Лошадь успокоится и перестанет пытаться убежать, а, наоборот, станет стремиться к вам.
В эту игру мало вникла, что она даёт и как объяснить лошади, когда мы играем, а когда на корде работаем
Игра 6. Принимание. Работают две важные части лошади: зона «шея- нос» и задние ноги. Нос мы назовем зоной 1, а ноги - зоной 4. Теперь мы поиграем в «Направляющую» игру сперва с зоной 1, а потом с зоной 4. Сначала идет посыл в зоне 1, затем в зоне 4, действия последовательно повторяются, пока лошадь не начинает свободно двигаться в сторону сразу обеими зонами. Используйте короткую корду, небольшое расстояние между вами и конем можно постепенно увеличить, но не торопитесь. Игра развивает гибкость лошади и баланс. Для начала можно использовать стенку (она не позволит лошади двигаться вперед, пока она пытается понять, что вы от нее хотите).
Практиковала. Пока не стала в последнее время вникать в суть боковых движений. Теперь вообще не очень понимаю
Игра 7. Выжимающая. Лошади - клаустрофобы по своей природе, они боятся маленьких и тесных помещений. Для начала вам понадобится коридор (достаточно большой) между заборами. Попросите вашего коня пройти там, а сами оставайтесь на месте. Для начала, конечно, неплохо бы двигаться вдоль забора параллельно движению лошади. Когда дело пойдет на лад, начинайте сужать проход до тех пор, пока он не станет размером со стандартное стойло в коневозке. Эта же игра поможет вашей лошади самостоятельно входить в коневозку.
Хорошая игра. Тоже постоянно практикуем. Правда, в коневоз так и не заходим
И еще немного интересного. Тут я тоже согласна и для себя взяла за основу понимания своей лошади:
Психология лошади. У лошади сознание животного-добычи, поэтому не перекладывайте на неё методы дрессировки, например, собаки. Нужно кардинально все поменять в своей голове. Наказание не работает с животным-добычей и "демонстрация, кто здесь главный" - наш метод хищника, со стороны выглядит как раздражение и запугивание. То, что лошадь действительно понимает, так это последствия. Разница вот в чем. Последствия бывают всегда. Кроме того, последствия не сопровождаются эмоциями и враждебностью. Используйте комфорт и дискомфорт. Не огорчайтесь и не злитесь. Когда вы почувствуете нечто подобное, просто оставьте лошадь в покое. Начните снова, когда полностью успокоитесь и придумаете новый способ.
Лошади пугливы. Единственный способ выжить - скрыться, первая мысль - бежать. Она нервничает, если бежать некуда (узкое пространство), а местность не знакома (не денник). Вы не можете заставить лошадь любить вас, но можете убедить, что являетесь ее другом, вожаком, членом ее табуна, даже не смотря на то, что являетесь хищником.
Лягание, удары, толчки и задевание плечом вовсе не означают, что лошадь хочет причинить неприятности, просто лошади так играют. Они просто не знают, какие люди хрупкие существа. Вместо того, чтобы наказывать лошадь за это, научитесь направлять энергию в мирное русло.
"Конюшенные пороки" часто трактуются как проблемы поведения и лошадей наказывают за них или заставляют надевать всякие хитрые приспособления. Причина, по которой у лошадей, находящихся в изоляции, развивается циклическое поведение, как прикуска, раскачивание, шлепанье губами и др., в том, что они пытаются стимулировать выработку эндорфинов. Эндорфины создают состояние опьянения или оцепенения, которое помогает уменьшить страдание. Это что-то вроде самопроизводства наркотиков. Последние исследования показали, что это происходит не столько от содержания в закрытых помещениях, сколько от изоляции.
Пат Парелли: Чтобы описать образ мышления лошади, я использую два термина: "правое" и "левое полушарие". Левополушарные лошади спокойны, готовы учиться и могут сами продумывать ситуации и требования.
Правополушарные лошади не думают, они реагируют. Обычно они живут в режиме "дерись или убегай", когда нет времени думать. Семь игр учат лошадей больше опираться на свое левое полушарие. Вы будете поражены, насколько они станут уверены в себе.
После наших занятий на лидерство, приучения к страшилкам и после преодоления всяких трейловых препятствий Валя не только стала смелее и явно умнее. Она ещё стала занимать гораздо более высокое положение в табуне. Только ли в этом дело - не знаю. Но факт на лицо - лошади нужно работать "головой"