2584
« : Апрель 19, 2005, 08:49:55 08:49 »
«Анастасия Слуцкая» доскакала до суда
18 апреля 2005 Культура
на белом коне по кличке Оскар
Последний заметный проект «Беларусьфильма» — историческая эпопея об Анастасии Слуцкой — приобрел неожиданный резонанс. После разнообразных фестивалей отечественный блокбастер неожиданно дошел до судебных разбирательств. Суд Первомайского района столицы готовится рассмотреть дело директора общества «Кавалергард», который посадил актеров фильма на лошадей, после чего, по мнению следствия, присвоил себе почти 54 млн. рублей.
Елена АНКУДО
Глеб А., стараниями которого Анастасия Слуцкая уселась на белого коня, а прочие герои фильма разыграли конные батальные сцены, в прошлом — организатор «конных» съемок кинофильмов «Бабий яр» и «Алхимики». В настоящее время он обвиняется в "мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере". К таким выводам пришли сотрудники следственного управления ГУВД Мингорисполкома, на днях направившие дело в суд.
По оценкам замгендиректора «Беларусьфильма» по производству Александра Телушко, уголовное дело — это "самый крупный скандал, в котором упоминается название кинокомпании". Скандал спровоцировала проверка целевого использования денежных средств, выделенных киностудии для создания патриотического полнометражного фильма.
Контролеры, которые проводили проверку, отыскали договор «Беларусьфильма» с российским предприятием «МК Акватон». По договоренности, предприятие брало на себя обязательства предоставить белорусской стороне лошадей для съемок. Чуть позже выяснилось: лошади оказались исключительно белорусского происхождения. Действительно, к съемкам привлекли около 30 животных, однако все они принадлежали минским владельцам. Последним за сотрудничество была обещана плата.
По уставу «Кавалергард» не имел права вести коммерческую деятельность: для удобства расчетов привлекли «МК Акватон». Как сказано в договорах этого предприятия с «Беларусьфильмом», стараниями «Акватона» на съемочную площадку были доставлены лошади. Как следует из обвинения, некоторые предоставляли животных для съемок в «Анастасии Слуцкой», не оговаривая материальные вопросы. Отечественные любители верховой езды, как, к примеру, владелица белого коня по кличке Оскар, на котором скакала Анастасия Слуцкая, довольствовались исключительно возможностью попасть на съемки.
Наиболее ответственные товарищи, каковыми стали инструкторы «Кавалергарда», ухаживали за лошадьми на съемочной площадке и обучали актеров искусству верховой езды. Услуги были бесплатными: по мнению следствия, деньги получили всего несколько владельцев лошадей. Эти лица, как и «Беларусьфильм», признаны потерпевшими. Плата за участие в съемках одной лошади составляла около $100. Суммы, обещанные другим, могли компенсировать годичное содержание животного. Но денег почти никто не увидел: потерпевшие утверждают, что после выполненной работы обвиняемый сообщил о прекращении российской компанией финансирования.
Вряд ли пропавшие деньги удастся найти на российском предприятии: «Акватон» признан лжепредпринимательской структурой и находится в стадии ликвидации. Следствие пока не уточнило, куда исчезло более 53 млн. рублей — остаток от выделенной «Беларусьфильмом» суммы, не потраченный на корм и транспортировку лошадей, а также плату их хозяевам.
Описывая действия А., правоохранители отметили: обвиняемый «действовал группой лиц по предварительному сговору с неустановленным лицом». Анонимы в уголовном деле — сотрудники российской компании, которые якобы предоставили номер счета и печать «Акватона». Часть документов, направленных в суд, следствие назвало ложными. Это служебные записки от сотрудников «Беларусьфильма», справка «Акватона» и несколько рекомендательных писем от директоров конных клубов Минска, дающих блестящие характеристики лошадям, которые готов был предоставить А.
После съемок артисты остались довольны лошадьми — все животные прекрасно выполняли команды наездников и не боялись батальных сцен. Но «Беларусьфильм» посчитал возможным использовать лошадей на съемках не только по причине их покладистого характера. Расценки, названные представителем «Акватона», несколько ниже тех, что устанавливала конноспортивная школа в Ратомке.
Условия А. показались съемочной группе более приемлемыми, хотя в дальнейшем они сыграли злую шутку с «Анастасией Слуцкой». После работы следствие дало негативную оценку учету госсредств в кинокомпании. Но руководство «Беларусьфильма» продолжает сохранять оптимизм и отмечать, что к работе А. у них претензий нет.
«Белорусская газета» сообщит о приговоре.
СПРАВКА «БГ». Исторический боевик о событиях в Беларуси XVI в. вышел на экраны в 2003 г. Он тут же получил высокую оценку президента и был назван »исключительно белорусским» и »очень важным с исторической точки зрения». Лента обошлась государству в $1 млн. После создания «Анастасии Слуцкой» белорусский парламент принял закон «О кинематографии», где отмечалось: к производству национального кино следует привлекать не менее 70% соотечественников. По планам, в год в стране должно производиться не менее трех кинолент такого же масштаба. Однако до сих пор «Анастасия Слуцкая» остается единственным в своем роде белорусским блокбастером.