В свете последних бесед с некоторыми представителями (последователями, учениками, сочувствующими и сопереживающими) (нужное подчеркнуть) школы От Эколь от АГН
Все-таки считаю нужным открыть эту тему и выявить некоторые моменты.
Есть породный тип лошади.
Есть лошади верховые, верхово-упряжные, легко-упряжные (рысаки), тяжелоупряжные и тяжеловозы. Также как и пони есть упряжные и верховые. Все они выводились либо искусственной селекцией (заводские породы) либо естественной (местные аборигенные породы) в зависимости от целей и поставленных перед ними задач. Например рысаки появились как породный тип для того чтобы быстро доставить пассажиров из пункта А в пункт Б с максимальной комфортностью (не растряся их на галопе). Ну не было в то время машин, самолётов и автобусов. И существовали ценные грузы: скоропортящиеся продукты, золото, срочная почта (телеграфа и телефона тоже не было зато были ямщики с их тройками) или ценные пассажиры: врачи(машин скорой помощи тоже не было), акушерки и т.д. Кроме того, время было такое, что нападали на эти кареты, и приходилось брать в расчёт и безопасность. А так как разбойники соответственно выезжали на разбой на быстрых верховых лошадях, нужна была лошадь способная на рыси оторваться от галопирующей лошади и бежать довольно долго, уходя от преследования. Вот так и зародилось рысистое коневодство. Соответственно начали проводиться испытания (бега) позволяющие выявить быструю, манёвренную и выносливую лошадь, чтобы получить от неё таких же быстрых лошадей и чтобы, купив эту лошадь тебя, не догнали и не ухлопали эти же самые разбойники на своих быстрых лошадях или чтобы пассажиры не потребовали потом обратно свои деньги за моральное и физическое насилие над их телами, сутки проведя в карете в ритме галопа.
Верховые породы также выводились с определёнными задачами, обусловленными той местностью, в которой они выводились. Например, английская верховая или ЧК выводилась, как спринтер, ибо в Англии, чтобы уйти от преследователя требовалось всего лишь доскакать до ближайшего леса, на рывок, а там тихой сапой по кустам…..Опять же сильно пересечённая лесная местность в Англии не требовала долгой погони или долгого галопа. Так появилась ЧК: крупная, быстрая накоротке, удобная на ходу, способная высоко прыгать по пересечённой местности, но не отличающаяся выносливостью. И точно также начали проводить испытания на резвость с целью выявления более резвых пород ибо если у тебя не столь резвая лошадь как у твоего противника то…увы. В противоположность арабская и ахалтекинская породы формировались с учётом особенностей пустыни – как марафонцы. В пустыни кустов нет и деревьев тоже, погоня гнать тебя может очень долго и тут ценнее не только скорость но и выносливость твоей лошади, плюс к тому что расстояния между оазисами и колодцами в пустынях громадное и от скорости и выносливости твоей лошади напрямую зависит твоя жизнь- как быстро ты доберёшься до воды. Ну нет там машин и поездов. И испытывали их соответственно не на ипподромных кругах, а на конных пробегах на выносливость, но с той же целью что и другие породы. Тоже относиться и к степным и в некоторой доле к горным породам.
Тяжеловозы выводились для перевозки максимального количества груза из пункта А в пункт Б не зависимо от времени. В основном это шаговые породы. И испытывают их тоже соответственно на максимальную тягловую силу. Запрягают лошадь и постепенно добавляют груз до тех пор, пока не встанет. Чтобы выбрать ту лошадь, которая этот груз перевезёт, а не упадет от усталости на полдороги. Чисто практически не так давно от этого зависела жизнь семьи крестьянина - насколько у него лошадь работоспособнее. Если его лошадь достаточна сильно чтобы перевезти допусти скошенное на полях сено настолько она и будет сыта. Перевезла за день в две ходки 7 тонн – и все успели.. не перевезла, значит надо будет перевозить оставшееся завтра, а тут ночью дождик и сено промокло и сгнило.. и сиди без сена. Перевезла 3 тонны зерна за день – сыта и лошадь и хозяин, а затянулись с перевозом на неделю, зарядили дожди или пожар или ещё что – половина урожая пропала – сиди и голодай. Сумела твоя лошадь вспахать поле за сутки – будет хороший урожай, не сумела, потому что слабосильная – опоздал с посевом, зерно не уродилось – сиди и голодай. Хоть саму лошадь потом зимой ешь. Арифметика проста.
Тяжело-упряжные лошади это предки древних боевых коней. Это, например та же белорусская упряжная, фриз, шайр и клейдсдаль, норвежский дёле или, например наш владимирец. Иногда по ошибке их называют тяжеловозами, но на самом деле это тяжело упряжная лошадь. Ибо у неё ноги гораздо выше чем у тяжеловозного типа, они подсушеннее, способна к достаточно быстрому аллюру (из владимирских тяжиков кстати получаются очень неплохие тройки). Они выводились, для того чтобы и в соху и на войну и груз быстро перевезти уже не шагом а галопом (кареты, дилижансы и пр). Хотя в скорости от верховых значительно отставали и в маневренности что и привело к появлению рысистых пород.
Потому что позволить иметь себе отдельно лошадь для войны и лошадь для работы не каждый мог позволить. Плюс большая масса лошади в те времена, особенно рыцарские, играла большую роль, так как всадник весил немало в доспехе, и плюс большая масса лошади психологически воздействовала на пехоту. Тяжелая кавалерия. Ну а верхово-упряжная как вы сами догадались это более усовершенствованный типа тяжелоупряжной лошади способной к быстрому ходу и маневренности, но при этом способной везти не только всадника, но и повозку, и пушку и т.д. Это в основном теплокровные европейские породы, наши буденовские и донские лошади. Они отличаются большим весом, ростом, мощностью, выводились они путем скрещивания тяжело-упряжных и верховых пород.