Очень важно положение руки. В любой ситуации между ртом лошади и вашим локтем должна быть прямая линия. Тогда трензель (это железка, которая у лошади во рту) воздействует, как положено, на губы лошади. Эта линия перестает быть прямой в следующих случаях:
1.Руки: а) подняты слишком высоко вверх.
б) опущены слишком низко.
в) разведены в стороны.
г) переносятся через шею лошади или перекрещены.
2. Кисти рук изогнуты в лучезапястном суставе (любым образом)
Вы сами видите, сколько можно сделать ошибок только из-за неправильного положения руки. Последняя ошибка часто встречается даже у всадников, прозанимавшихся несколько лет. А у начинающих можно иногда увидеть все эти ошибки одновременно.
Ошибки по работе остальных частей тела:
Вместо того чтобы сесть плотнее в седло, многие встают на стременах, чтобы посильнее потянуть за повод.
Нога уходит вперед на плечо лошади или слишком далеко назад.
Вместо пятки вниз идет носок и т.д.
Предлагаю продолжить список самостоятельно. Скажу только, что эти ошибки часто тоже встречаются все одновременно в сочетании с первым списком. Почему лошадь не останавливается?! Непонятно, почему она иногда все-таки останавливается.
Теперь рассмотрим более экстремальную ситуацию. Лошадь не просто не переходит с рыси в шаг, а тащит вас «карьерищем» вдоль стенки манежа. В этот момент не важно, почему это происходит: из-за ваших неправильных действий или лошадке просто весело. Важно, что делать.
Во-первых, не паниковать. Ситуация не имеет ничего общего с автомобилем, у которого на скорости 100 км/ч отказали тормоза потому что, в отличие от машины, у лошади есть мозги и инстинкт самосохранения. В стену не врежется. И если такое приключение заканчивается чем-то неприятным, например падением, виноват в этом бывает исключительно страх всадника.
Иногда бывает забавно. Всадник крепко сидит 2-3 круга, а потом без видимых причин падает. Спрашиваешь: «Ты зачем упал?» Ответ: «Я вдруг вспомнил, что еще не умею ездить галопом». Если вы хотя бы пол круга просидели, значит, уже умеете.
Потеря контроля над лошадью на большой скорости может испугать, кто бы спорил, но постарайтесь первым делом успокоиться и найти удобное положение. (К вопросу о большой скорости. Как бы ваша лошадь ни неслась, вряд ли она двигается быстрее, чем 40 км/ч) Рекомендация «сесть глубже» здесь может не сработать, так как лошадь, скорее всего, напрягла мышцы спины. Это называется «не берет на спину». Перенесите вес на колени. Так вы разгрузите спину лошади и вас перестанет выбивать из седла на каждом темпе галопа. При этом руки по-прежнему на холке, корпус за счет прогиба поясницы остается почти вертикальным. Такая посадка называется облегченной. (Не путать с полевой).
Проверьте, где ваш хлыст и что он там делает. Часто всадник не замечает, что хлыст систематически бьет лошадь по крупу. Лучше его бросить. Сейчас он вам не нужен. Надеюсь, вам не придет в голову наказывать лошадь хлыстом за то, что она не останавливается? Я бы сама до такого не додумалась, но мне встречались люди, которые так делали. Запомните, хлыст всегда побуждает лошадь двигаться активнее, независимо от того, с какой командой вы сочетаете его применение.
Позаботьтесь об окружающих. Крикните «осторожно!» или «стенку!». Кричать «а-а-а-а-а-а!!!» или визжать не надо. Вы дополнительно напугаете (или развеселите) свою и других лошадей и они тоже могут начать носиться. Вам же хуже будет.
Самые уязвимые для затаптывания – люди, стоящие на земле. Врезаться в другого всадника не так страшно, так как при столкновении двух лошадей взрыва обычно не происходит. Кстати, затормозить в какое-нибудь большое, толстое и спокойное животное – тоже выход. Помните, у Остера:
Не сворачивайте в кухню – в кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу – папа мягкий, он простит.
Не нужно тормозить в конкурное препятствие. Но с другой стороны не надо панически бояться, что лошадь сама потащит вас прыгать. Для большинства спортивных лошадей прыжки – все-таки работа. А ваша лошадка веселится. Улавливаете разницу?
Некоторые думают, что, если лошадь понесла, с нее нужно скорее прыгать. Эта идея обычно почерпнута из исторических романов. Да, нужно, когда лошадь несет вас, например, в пропасть. Вряд ли в вашем манеже есть пропасть. Постарайтесь, правда, не покидать площадку. Снаружи пропасть может найтись.
Почему не надо спрыгивать? Падение на резвом галопе – вещь не очень приятная. Дополнительное ускорение могут вам придать натянутые путлища стремян, если вы на них стоите. Можно, так же, зацепиться ногой за стремя. Если уж решили падать, бросьте предварительно стремена. Страшно? Тогда не падайте.
Пропасти в манеже, конечно, нет, но могут быть различные твердые предметы, например конкурные препятствия. Вы уверены, что так точно рассчитаете свое падение, что упадете на мягкий грунт, а не на эти предметы?
Наконец, падать специально просто не спортивно. Вы пришли учиться управлять лошадью, поэтому гораздо интереснее не упасть, а остаться в седле и подчинить ее себе.
Большая разница между «понесла» и «потащила»: лошадь несет, когда находится в состоянии шока от сильной боли или страха. Например, укусил овод. Тогда она почти не поддается воздействию, просто не замечает. Такое лошадиное сумасшествие. Ваша лошадь, скорее всего, вполне в здравом уме: в пропасть прыгать не будет, даже если найдет. Оно ей надо? Она просто развлекается. У нее от таких скачек эндорфины вырабатываются и она вполне поддается «укрощению».
Если вы уже ездили галопом раньше, по собственной инициативе, то можете заметить, что «разнос» сильно отличается от галопа по команде. И не только скоростью. Как уже упоминалось, лошадь напрягла мышцы спины и шеи. Из-за этого вам неудобно сидеть и вы не можете сработать поводом на себя, чтобы замедлить движение. Куда там! Повод и так натянут до такой степени, что вот-вот затрещит. Смягчите его! Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы лошадь успокоилась. Помните, повод – не тормоз. Его воздействие на лошадь гораздо более сложное и неоднозначное. Кроме того, машине не бывает больно.
Лошадь, скачущая под всадником, который вцепился в повод мертвой хваткой – прекрасно сбалансированная в движении система. (Между прочим, жокеи скачут, отнюдь, не на брошенных поводьях.) Для того чтобы повлиять на ситуацию нужно этот идеальный баланс слегка «испортить». Смягчение повода – уже изменение баланса, на которое лошадь вынуждена реагировать, пусть незначительным, но сокращением темпа движения. Кроме того, на более мягком поводу мышцы затылка лошади расслабляются и на нее становится возможно этим поводом воздействовать.
Другой способ изменения баланса – свернуть на вольт и уменьшать его диаметр по спирали. На определенном витке лошадь будет вынуждена остановиться. Только не пытайтесь поворачивать одним поводом. Это, возможно, проходило, и то не всегда, при движении шагом или вялой рысью, а сейчас не получится точно. Перенесите вес на внутреннее стремя, разверните плечи в сторону поворота, внешним поводом давите на шею, а внутренним работайте в режиме «взяли-смягчили». Во время «разноса» лошадь даже легче поддается смещению веса всадника относительно своего центра тяжести, чем при более спокойном движении. Длиннее фаза подвисания – хуже устойчивость.
Кстати, об этом нужно помнить. Однажды, когда я сама была в положении всадника, которого растащила лошадь, я уловила такой совет «снизу»: бросить внешний повод и двумя руками «со всей дури» дернуть за внутренний. Если так сделать, скачка прекратится. Но! От такого резкого нарушения баланса лошадь может упасть. Даже если не упадет, то совершит слишком резкий разворот вокруг внутреннего плеча и может получить травму. В тандеме всадник-лошадь лидером принято считать человека, это не только права, но и обязанности: часто приходится думать за двоих. Если эта мысль кажется вам чрезмерной, может быть верховая езда – не ваш вид спорта.
Когда, наконец, получится остановиться, огладьте лошадь. Смягчите или даже отдайте повод. Не злитесь! Любая агрессивная эмоция с вашей стороны в тот момент, когда лошадь остановилась, но еще не успокоилась, может побудить ее начать сначала. Пошагайте, чтобы восстановить дыхание лошади. И… еще немного поработайте: спокойной рысью, если считаете, что на галопе снова можете не справиться.
Рано или поздно, так или иначе, приключение закончится. Возможно, через некоторое время вы пожалеете, что приложили к этому столько усилий. В кои-то веки вы скакали, почти летели! А не ехали манежным галопом. Когда еще такое будет.
Маленькие хитрости
К проблеме №1
1. Не опаздывайте на занятия. Лошадь – стадное животное и гораздо охотнее будет работать вместе со всеми. Если все-таки опоздали, подстройтесь к общему графику. То есть не пытайтесь ехать рысью, когда остальные шагают.
2. Если занятия происходят в смене, некоторое время прикладывайте максимум усилий, чтобы не отставать от впереди идущей лошади. Через некоторое время ваша лошадь сама начнет догонять «хвост».
3. После того как сели в седло, не заставляйте лошадь стоять, даже если еще не подогнали снаряжение. Заезжайте в манеж, шагайте вдоль стенки и одновременно занимайтесь стременами, подпругой и т.д. Таким поведением вы продемонстрируете лошади свою уверенность и не собьете ей настрой на работу с самого начала. А для вас – хорошее упражнение на координацию движений.
К проблеме №2
Представьте себе, что вас догоняют враги. Если сможете хорошо войти в образ, то «сумасшедший галоп», которым вы скачете станет не опасностью, а наоборот, спасением. А через некоторое скажите своей лошади, что враги отстали. Возможно, после этого вы очень легко ее остановите.
Другой образ: вы участвуете в скачке. Вам нужно всех обогнать. Это удалось, и вы с победой пересекаете финиш. Все, можно расслабиться.
Ирина Виноградова. "Альфа-Кентавра" №1/2005
Уперла из
вконтакта