Siamese
Спасибо за вопросы. Приятно разговаривать по существу.
Итак
Чем дрессура на кордео отличается от воспитания на кордео? На кордео лошадь ни удержишь, ни накажешь. Вы считаете, что ничем не связанная лошадь без интереса будет выполнять непонятные команды?
Логичнее всего, для начала, нужно чётко определиться с пониманием таких понятий, как «дрессура» и «воспитание».
Это нужно для того, чтобы понять, одинаково ли мы с Вами понимаем разницу или нет.
Что такое дрессура (дрессировка) – это приобретение определённых навыков, чаще всего без согласия обучаемого, путём физических раздражителей (чаще всего неприятных, а, порой, и жестоких) и своевременное их закрепление (звук, прикорм, прекращение болевого(неприятного) воздействия. Обращение к разуму не происходит. Имеет место механическое выполнение.
Для понимающего человека, всегда видна разница между дрессурой и воспитанием.
Именно поэтому в Интернете такое большое количество разных роликов с «дёрганным испанским шагом» и другими постыдными «доказательствами» уровня воспитателя (дрессировщика).
Это в двух словах. Более подробно о дрессуре можно посмотреть в справочнике.
Воспитание – обращение к разуму живого существа (это всегда во главе угла).Очень длительный, очень интересный, требующий колоссального терпения, трудолюбия, ума, знаний (во всех сферах, касающихся данного вопроса) процесс. Вообще, можно продолжать бесконечно.
Например, воспитанная лошадь НИКОГДА не подведёт и не подставит хоть перед одним человеком, хоть перед тысячей и кучей камер, потому, что всё построено на добровольном начале.
Что касается второй части Вашего вопроса.
Действительно, физически да, «ни удержишь», «ни накажешь», но(!) только физически и психологически здоровую лошадь. Лошадь, которая не унижена и не уничтожена человеком, лошадь, которой не «указали» на место раба.
В 99,9% случаев, изначально, лошадь всему дрессировалась на железе, уж поверьте. Для «таких» целей и подбираются «особенные» лошади и с гордостью демонстрируются публике или в Интернете. И всё, ролик посмотрели и больше никогда о них не услышали. Лошадь готова на всё, лишь бы от неё отстали. В данном случаи – лошадь марионетка.
Вы, лично, чувствуете разницу между словом «команда» и словом «просьба»?
Для команды отношения не обязательны и даже мешают, а вот для просьбы они жизненно необходимы!
Есть Мастера, жизнь которых посвящена работе именно со свободной лошадью. Это их образ жизни. Они принципиально не хотят по-другому. Бесконечно радует тот факт, что таких людей в мире очень много. Настоящих Мастеров.
Вообще, тема очень глобальная, в двух словах не объяснить.
Как человек видевший лошадей от невоспитанных монстров на которых вообще никогда не повышали голос до тех, которые шарахаются при виде приближающихся человеческих рук, мне интересно, в чем тут принципиальное отличие.
Эта тема на целый учебник…
Если в двух словах, всё, что умеет или не умеет лошадь – это ВСЕГДА исключительно дело рук самого человека (людей), которые окружают лошадь. Его «действие» или «бездействие» около лошади. Какое-то «действие» лошади – это всегда следствие!
Спасибо за ответ. У меня перед глазами есть пример воспитания - моя подруга и ее жеребец. Как он слушает ее, он не слушает никого. Все выполняемые им элементы он предложил сам. Они были закреплены путем поощрений. Она может выйти с ним в чистое поле с кучей кобыл, снять с него вообще все, и он все выполнит, несмотря на зеленую траву под носом и наличие рядом девок. Я подчеркну, ВООБЩЕ без всего, лошадь абсолютно голая. При этом он иногда работается и в оголовье и напрыгивается. Ни один элемент не был выучен этой лошадью посредством приучения.
Воспитание это по-сути объяснение, что можно делать, а что нельзя. Дрессура - как надо сделать, чтобы тебе за это сделали хорошо.
Лошади в табуне имеют иерархию. Нет равных лошадей. Если даже лошадь вас воспринимает как члена табуна, вы можете быть либо выше ее, либо ниже. Воспитание в табуне осуществляется путем силовых воздействий того кто выше. Вы это и сами знаете. Но воспитание в табуне сводится к личному пространству, парным отношениям и еде.
У меня есть и еще один пример, когда лошади не показали, что она по рангу ниже. В результате лошадь позволяет себе все что захочет, человека видит только как источник еды. И кусает, и задом жмет, и вообще в принципе опасно. Лошадь ведет себя так, как с сородичами по рангу ниже. Тоже делает элементы, наученные в руках, но я не могу назвать это воспитанностью.
Уровень развития лошади - человеческий ребенок. Воспитание ребенка не ведется с целью научить его стоять на голове. Ребенку интересно бегать, прыгать, играть в игры, любопытничать. И лошади интересно. Но они оба должны понимать, где заканчиваются рамки дозволенного. В моем понимании это воспитание.
Исходя из всего вышеперечисленного, я могу сделать вывод, что ваши отношения со своими лошадьми вы строите на игре, не применяя силовых воздействий, а как то показывая лошади, что вы выше по рангу. Элементы получаются путем закрепления положительных эмоций за предложенный ею элемент. Т.е. работа ведется без применения раздражителей, вы просто щупаете и ищете подход, при котором лошадь захочет предложить вам то что вы от нее хотели. Поправьте если я ошибаюсь.
Вопрос, если это так, как вы показываете "разыгравшейся лошади" где заканчиваются рамки дозволенного? Иначе в ее глазах вы оказываетесь рангом ниже и она вас поставит в рамки.