Не надо учить лошадей по-разному. И людей тоже.
Ученикам надо преподавать идею, что лошадь - она одинакова в любой манере езды. Да, есть индивидуальные различия обусловленные породой, полом и т.д. Но это как и у людей. Что негр, что индеец отдёрнут руку от горячего предмета и любят покушать.
Поэтому условные рефлексы у всех лошадей одинаковы, хотя можно научить лошадь чему-то и, скажем так, нелогичному. Например, наклон корпуса вперёд - подъём в галоп.
Но если человек понимает взаимосвязи/последствия своих действий и реакции лошади на раздражитель, то он сможет научить лошадь чему угодно. Просто нужно уметь слушать себя и лошадь и уметь анализировать.
Хотя иметь специфически обученную лошадь в прокате - это неправильно, на мой взгляд.В каждом виде конного спорта есть свои требования к лошади и всаднику. Понятно, что существует многолетний накопленный опыт, которым глупо не пользоваться.
Но не стоит париться, если вы слышите противоречивое для вашего понимания объяснение. Пробуйте. Лошадь - ваш лучший учитель. Если вы с ней добиваетесь желаемого результата, то вы правы в своих действиях.
Правил нет. Есть советы от тренера.
"Нет большей тайны, чем между лошадью и всадником." (с)
Пробуйте предложенное. Думайте. Экспериментируйте.
И ещё. Не надо учить людей механике. Учите главным образом не ногу-руку влево-вправо, а правильному
ощущению.
Понятно, что вся эта философия полезна, но что же делать практически и с новичком? Надо учить, как знаете и умеете вы и ваши лошади. Тогда вы хотя бы не будете путать лошадей и себя. Конечно, если вы проводите занятия, то не надо учить лошадей всякой экзотике типа подъём в галоп от постукивания хлыстика по плечу. Потому что это дрессировка лошади, а не её выездка. И у ученика на другой лошади на другой конюшне начнутся проблемы.
А вот какой ногой в галоп лошадь больше высылать: внешней или внутренней, неважно абсолютно. Почему? А потому что лошадь в галоп поднимают двумя ногами. Одна нога гнёт, другая зад контролирует. Да, обычно, один шенкель более активным получается в зависимости от выучки всадника и особенностей лошади (не гнётся или бочит). Но проблем поднять лошадь в галоп не должно быть с любой выучкой.
Если вы, например, привыкли поднимать больше с внутренней ноги, а лошадь наоборот, то вы почувствуете, что лошадь как бы подзамерла нерешительно на начальный более сильный внутренний шенкель и потом облегчённо поднялась на продолжение команды внешним шенкелем. А т.к. эта разница в воздействии между двумя шенкелями для опытной лошади мизерна, но описанные выше ощущения будут лишь у всадника. А со стороны - поднялась в галоп и поднялась. И никаких заминок.
Практический совет для всадника.
Я много-много думала по поводу распределения веса на боковых и много пробовала.
Все спортивные тренера говорят о том, что сидеть надо внутри боковых, внутри сгибания. Также всегда говорится про параллельность плеч лошади и всадника на любых прямых, кривых и боковых.
Следуя этим советам, часто всадник свешивается внутрь плюс теряет контроль за внешним поводом.
Наиболее схоже с моими ощущениями объясняет посадку на боковых Кизимов в своей книге "Секреты мастерства". Книгу, кстати, рекомендую, хотя все советы из неё применять не надо по многим причинам.
Итак, нам необходимо:
- гнуть лошадь;
- не мешать ей;
- контролировать её.
Вот такие казалось бы взаимоисключающие задачи.
Если кратко, то сидеть на боковых надо:
- плечи всадника параллельны плечам лошади (т.е. разворачиваемся в соответствии с требуемым боковым);
- сидим на внешней задней ноге лошади;
- гнём лошадь ногами (двумя!!!) - внутренний к сгибанию шенкель как обычно, внешний на ладонь назад;
- оба шенкеля находятся рядом с лошадью, но тот, около которого сгибают лошадь, лежит плотнее;
- допустим микро-наклон в сторону движения (не свешивание!).
Если вы загрузите лошадь заднюю внешнюю ногу, причём согнёте её ногами и пойдёте корпусом (разворот и микронаклон для этого) вместе с ней, то на самом деле просто ровно сядете. Просто вместе с лошадью поедете.
Мне стоит напомнить, что слова для обучения и теоретические правильные слова в книжке часто не одно и тоже. Есть аффирмации, которые могут не являться абсолютно правильными с точки зрения теории, но которые могут помочь конкретному всаднику с конкретной проблемой. Выше я написала то, что помогло в своё время мне.
Поэтому тренеру стоит держать в голове определение и как провозглашает ФЕИ, и багаж метких фраз/сравнений, которые посадят именно этого всадника.
Как узнать мнение ФЕИ?
1. Скачиваем на сайте федерации правила и читаем их. Там будет правильное
определение упражнения. Важно, чтобы всадник своими словами мог сказать всё определение. Это важно!
2. Читаем переведённые методички ФЕИ от немецкой конной федерации. Там будет правильное классическое описание
исполнения элементов. Они идут под номерами. В ратомском магазине продаются номера 1, 2, 4. Это всё, что переведено на русский язык из этой серии. Если нужны именно боковые, то вам нужна методичка № 2. Эти методички очень и очень рекомендую.
Как набраться метких тренерских фраз?
Лучшее, что может быть, это присутствие на тренировках других тренеров. Кстати, их регалии совсем неважны. Наоборот, чем престижнее тренер, тем обычно он больше "по книжкам" шпарит. Вам нужны тренерские самобытные находки. Они будут у тренера с большим опытом и чутьём. А вот у просто тренера, который когда-то сам хорошо ехал, их может не быть. Будут фразы и приёмы, которые ему когда-то преподавали, а вам нужны не шаблоны, а ноу-хау.
Хороши и видео с мастер-классов. Но надо понимать, что такие уроки... причёсанные что ли. Плюс там обычно всадники не уровня "осваиваю посадку на боковых".