Главное при этом — терпение и самоконтроль; цель — добиться, чтобы лошадь начала ожидать сигналов, слушать их и двигаться всякий раз по одному шагу при получении от вас сигналов.
Начиная эту серию упражнений, Л. Теллингтон-Джонс прежде всего обучает лошадь ходить в поводу без принуждения силой. Хлыст при этом используется как указка, как продолжение руки. Цель работы хлыстом — сделать сигнал яснее, а не грубее. По сигналу лошадь должна научиться сохранять дистанцию по отношению к ведущему, замедлять движение, двигаться вперед, осаживать или останавливаться, делать полшага, делать повороты на переду и принимания, лучше чувствовать равновесие и свое тело. Недопустимо применять силу, грубые окрики, нервничать. На этом этапе не так важен сам результат, как процесс его достижения.
Один из наиболее эффективных способов достижения конечной цели является работа с лошадью “в руках” в лабиринте из шести жердей, разложенных на квадратном участке земли со стороной 3,5— 4,0 м. Проводя лошадь через этот лабиринт первый раз, ТеллингтонДжонс точно придерживается первого способа ведения. При этом она изучает особенности движения лошади, которые учитываются при последующей работе в лабиринте.
Если лошадь нервничает, что часто сопровождается поднятием головы, следует добиться опускания ее головы и заставить сконцентрировать внимание на командах. Ленивой лошади, отказывающейся двигаться вперед, надо поднять голову и стимулировать ее к движению, постукивая хлыстом по крупу. Последнее также поможет округлить спину и сильнее подвести задние ноги под туловище. Особенно полезна работа в лабиринте лошадям с оленьей шеей.
Нельзя наказывать лошадь, если она наступит на жердь или выйдет за ограничители. Напротив, надо показать ей, что обучение в лабиринте не вредит ей (не страшно).
После освоения упражнения лошадь проводят через лабиринт “задом наперед”. осаживая шаг за шагом.
Повороты в углах лабиринта надо делать предельно медленно, что позволит выявить недостатки координации, поскольку повороты делаются в тесном пространстве, и лошади придется обращать внимание, куда ей ставить ноги. Если лошадь не подводит задние ноги, постучите хлыстом по ягодице той ноги, которой лошадь должна сделать шаг. Если лошадь плохо сгибается, она нарушает траекторию движения, отставив задние ноги в сторону. В этом случае надо остановиться и помочь ей согнуть шею при повороте в углу нежным массажем в области шеи между первым и вторым шейными позвонками. Этот, способ, основанный на непривычных движениях, гораздо более эффективен для развития гибкости, чем отведение головы назад -с фиксацией к седлу, что делает лошадь еще менее гибкой.
После освоения упражнений в лабиринте следует разнообразить работу. Для этого автор метода рекомендует располагать жерди в виделучей, исходящих из одной точки, где они опираются на тюк сена; в виде кавалетти, где концы жердей приподняты в шахматном порядке. Преодолевать препятствия лошадь должна на шагу и на рыси. Разнообразие высоты и конфигурации препятствий способствует поддержанию внимания и увеличивает способность лошади оценивать ситуацию, улучшая в конечном счете координацию движений.
Увеличить легкость движений, равновесие, координацию лошади можно с помощью упражнения, которое Л. Теллингтон-Джонс называет “танцем”. При этом лошадь обучают делать шаги одной ногой или двумя диагональными ногами в любом направлении в ответ на легчайшие воздействия цепочкой или хлыстом. Предлагается также отрабатывать повороты на переду, помещая передние ноги лошади в веревочный круг и в покрышку от автомобиля, хождение через ряд автомобильных покрышек, подчинение поводьям, прикрепленным к недоуздку при работе с земли, “игры” с хозяином на свободе в манеже, перешагивание всех препятствий вслед за человеком без недоуздка.
Хорошим способом обучения лошади преодолевать свой страх, расслабляться и позволять человеку направлять себя является вождение лошади по расстеленному на земле куску полиэтиленовой пленки, между двумя кусками пленки и под поднятой над землей пленкой. При этом обязательна подкормка в качестве вознаграждения. Это упражнение облегчит в дальнейшем погрузку в коневозку.
На заключительном этапе работы все те упражнения, которые были освоены с земли, проделываются под седлом. Всякий раз, когда лошадь напрягается, следует, сидя в седле, помассировать мышцы шеи или, отклонившись назад, — мышцы крупа. Наконец, чем больше расслабится всадник, тем больше расслабится и лошадь.
Линда Теллингтон-Джонс подчеркивает, что ее метод работы с лошадьми следует применять творчески, дополняя, разнообразя другими упражнениями, подходя индивидуально к работе с каждой лошадью.
Обобщая работу канадского тренера, можно сказать, что в основе ее метода лежит воздействие на функции головного мозга через работу с телом лошади. Кожа с ее различными рецепторами является колоссальным рецепторным полем, выполняет важнейшую роль установления связи организма с внешней средой. Не менее важна роль интерстициальной соединительной ткани, которую называют рефлексогенным органом вегетативной нервной системы, а также мышц. Известно, что при ряде патологических состояний организма повышается возбудимость кожи, подкожной соединительной ткани и мышц. Это может проявляться в виде повышенного тонуса этих тканей и болезненности кожи и мышц. Воздействия на рецепторные аппараты этих тканей стимулируют процессы жизнедеятельности организма, повышают трофические процессы, нормализуют нервно-вегетативные соотношения, улучшают основные нервные процессы, корковую нейродинамику.
Большой практический опыт позволил Теллингтон-Джонс выявить у лошадей области повышенной чувствительности, через которые легче установить контакт с телом лошади. Это места наиболее часто встречающегося напряжения тканей (область сразу за затылком на шее, область соединения шеи и плеча, холка, спина, поясница и др.), а также части тела, богато снабженные нервными окончаниями (веки, уши, губы и т. д.). По состоянию активных точек этих зон одновременно можно су- дить об общем состоянии всей рефлекторной дуги. Прикосновения к чувствительным областям тела в зависимости от состояния лошади будут вызывать либо реакции удовольствия, либо сопротивление, вызванное недоверием или болью. В последнем случае задача заключается в устранении напряженности лошади и перестройке таким образом деятельности ее нервной системы.
В практике конного спорта, к сожалению, недооценивается значение тактильных раздражителей в жизни лошади. Круг их применения ограничен сглаживанием, чисткой и использованием средств управления. Контакт с телом лошади при этом бывает поверхностным, а подчас и грубым. Часто мы не понимаем лошадь и не умеем ей помочь. Недостаточное внимание, как правило, уделяется умению лошади расслабляться.
Главным приемом в работе Л. Теллингтон-Джонс по восстановлению психических функций лошади и связанных с этим правильных двигательных реакций и является обучение лошади расслаблять мышцы своего тела. Именно такая форма работы может помочь в вопросе лечения и предупреждения нервозности лошадей. Нервозность возникает при частом повторении реакции страха, что может вызвать постоянное напряжение в головном мозге. Повышение возбудимости нервной системы приводит к заболеваниям внутренних органов, мышц, мозга. В напряженных мышцах образуются болезненные затвердения, ухудшающие кровообращение, а иногда сдавливающие нервы, проходящие через эту мышцу. Л. Теллингтон-Джонс обучает лошадей владеть своим телом путем чередования напряжения и расслабления закрепощенных мышц. Таким образом, в них восстанавливается чувствительность. Это способствует активной работе мозга, его тренировке. Правильного ощущения мышц легче добиться при расслаблении.
Упражнения, совершенствующие равновесие и координацию движений лошади, которые канадский тренер проводит на заключительном этапе работы, преследуют цель дальнейшего улучшения деятельности мышц и их взаимодействия. Их тоже надо выполнять, расслабив лошадь, так как рефлексы положения тела затормаживаются напряженностью.
Мышечный тонус тесно связан с эмоциональным состоянием. Нервозность ведет к определенным движениям и позам, которые выражаются в закрепощении мышц, задержке дыхания, принятии позы бегства. Эти движения и позы переходят в привычку. В головном мозгу образуется устойчивый очаг возбуждения, усиливающий напряжение мышц и боль. Образуется порочный круг боли.
Для того чтобы заблокировать неправильные движения, вошедшие в привычку, Теллингтон-Джонс обучает животное позам и движениям, противоположным тем, к которым стремится напряженная лошадь. Например, опускание поднятой головы, оттягивание поджатого хвоста, осаживание лошади, стремящейся двигаться вперед. Среди подобных поз есть такие, которые характерны для лошадей во время отдыха (опускание головы, опора копыта на зацеп). Чтобы принять их, животному необходимо расслабиться. По мере уменьшения тонуса мышц импульсация, идущая от них к головному мозгу, будет ослабевать. Это снимает излишнее возбуждение, успокаивает лошадь.
Линда Теллингтон-Джонс применяет также серию так называемых “осведомительных” движений, основанных на безболезненных прикосновениях непривычной формы. Они также имеют целью перестройку укоренившихся в мозгу ответов на боль (работа с хвостом, ушами и т. п.).
Теллингтон-Джонс верит, что нервная система способна перестраиваться за один раз в ответ на необычное раздражение. Каждое новое переживание создает новые нервные пути и перестраивает способ функционирования мозга. Это положение согласуется с теорией устойчивого патологического состояния (Н. П. Бехтеревой). Согласно этой теории, патологическое состояние закрепляется в памяти. Чтобы вывести организм из такого состояния, необходимо расшатать устойчивость реакций и вызвать к жизни резервы мозга. Вся работа по методу ТеллингтонДжонс основана на снятии нервного напряжения, расслаблении. Поэтому нельзя забывать о необходимости создания спокойной и доброжелательной атмосферы. Лошадь должна уяснить, что упражнения не принесут ей вреда и боли. И главное — к выполнению упражнений лошадь нельзя принуждать силой.
Учите лошадь самоконтролю. Опускания головы надо добиваться без использования мартингала или шпрунтов, упражнения на повороты головы для развития гибкости проделывать без каких-либо фиксирующих средств. Гораздо более эффективно придание лошади желаемой позы при использовании непривычных движений. Это вызывает реорганизацию нервной системы лошади.
Предлагаемый метод работы с лошадьми, безусловно, перспективен. Он не требует особых приспособлений и много времени. Метод канадского тренера может быть применен на любых лошадях в качестве дополнительного приема тренинга.
Материал подготовили Е. ЛЫТНЕВА, С. ОПАРИНА
Лаборатория тренинга ВНИИ коневодства
1985г.
взято
http://www.kdvorik.ru/base.php?id=458