Ну, раз в предыдущей теме никто возражений не выразил, выкладываю статью.
Трек или соревнования по спортивному ориентированию на лошадях, в первую очередь, – соревнования для непрофессионалов. Как лошадей, так и всадников. Здесь не должно предъявляться особых требований к тренированности лошади или всадника. Раз соревнования для любителей, то, первое, на чем стоит заострить внимание их организаторам - их необычность, то, что может вызвать заинтересованность не только у двуногих, но и четвероногих участников. Не просто какая-то езда по прямой или не очень линии на выносливость, а замысловатость и разнообразие препятствий маршрута. Не вижу необходимости оговаривать использование какой-либо особой амуниции – хотите ехать на кордео или без седла, едьте, ради бога, только чтоб это не вредило вашему здоровью, здоровью лошади или безопасности других всадников. То есть, еще одно требование, помимо интересности, - безопасность. Основываясь на этих принципах, соревнования по треку могут выглядеть следующим образом.
Какой лошадник не любит прогулки в полях? Соревнования по треку должны моделировать именно различные ситуации, могущие возникнуть при полевой езде, т.е. с помощью различных искусственно созданных ситуаций учить всадника и лошадь действовать наиболее безопасно в полевых условиях.
Поскольку лошади – животные компанейские и чувствуют себя лучше в группе, лучше, если соревнования будут проводиться между парами – опытный всадник, опытная лошадь - молодая (неопытная, пугливая и пр.) лошадь, неопытный всадник. Участники пары могут или подбираться в тандем заранее, исходя из опыта полевой езды участников, или составляться по случайному принципу (например, жеребьевкой). Формирование может быть и смешанным, т.е. часть – по случайной выборке, часть – заявленными заранее парами. Буде кто захочет участвовать индивидуально – можно включить и таких, так сказать, в «личном зачете».
Соревнования начинаются с выбора места проведения соревнований, разработки Положения о соревновании, оборудования трассы. Немаловажный организационный вопрос, под патронажем кого будут проходить соревнования. Если проведение подобного рода мероприятий будет курировать кто-то из Федерации, то какие требования они заявят к амуниции, ветданным и справкам. Согласуют ли положение о соревновании. Если проводить силами и средствами любителей, то, по – хорошему, это требует согласования с исполкомом той административно-территориальной единицы, где эти соревнования будут проводиться. Можно, конечно, подальше и потише, но если засекут, обвинение, как минимум, в нарушении санитарно-эпидемиологической безопасности гарантировано.
Допустим, все необходимые согласования и разрешения получены. Возникает вопрос о временном размещении лошадей, так как я сомневаюсь, что даже для 15 лошадей найдется достаточное количество коневозов, чтобы сразу всех привезти и развести.
Теперь о трассе – самой важной составляющей соревнований. Сложность и трудоемкость ее проложения зависит только от изощренности мышления авторов заданий. Для начала, необходимо определиться, нужны ли будут участникам карты или будет достаточно добровольных помощников на узловых точках маршрута (как правило, развилках). Я, лично, склоняюсь к последнему. Наличие через равные промежутки людей делает прохождение маршрута безопаснее. Для карт необходима графическая и печатная подготовка материала – как следствие, дополнительные капвложения.
Итак, соревнования начинаются с проверки состояния здоровья лошадей и всадников, качества амуниции. Здесь целесообразно сделать первый конкурс, включив в него элементарные вопросы по теории, первой помощи и проч. Собственно, трасса не должна быть особенно длинной. Длина трассы, по моему мнению, не должна превышать 3-4 километров, разделенной на равные промежутки – от места выполнения очередного задания до другого. Эти отрезки допустимо проходить любым аллюром, который наиболее комфортен для лошади в плане расслабления, переваривания и усвоения новой информации, которую лошадь будет получать в процессе прохождения маршрута. Таким образом, трасса может представлять собой многоугольник, проходить по лесу или открытой местности, на углах которого и будут располагаться сами точки испытаний. На маршруте оценивается не скорость и выносливость, а взаимопонимание лошади и всадника, готовность сотрудничать. Сами задания могут представлять из себя следующее. 1. Прохождение банкета. Заезд на сравнительно крутую горку и съезд с нее. Оцениваются: аллюр прохождения, готовность лошади двигаться вперед, отвечать на средства управления замедлением или ускорением аллюра. Заданием может предусматриваться, например, прохождение подъема рысью, остановка на вершине, съезда - шагом, и т.д. Если горка расположена в лесу, то маршрут может быть в виде тропинки, обозначенной флажками. Вариаций много.
2. Преодоление канавы. Канава представляет собой углубление глубиной около 0,5-0,7 метра с мгновенным понижением уровня дна. То есть, не обычная канава в поле, а выкопанная, с укрепленными стенками. По условиям, преодолеть ее надо либо одним аллюром (рысью), шагом с остановкой внизу, спешиться и пройти в поводу и др.
3. Преодоление водной преграды. Лошадь должна спокойно пройти по луже, ручью одним аллюром без прыжка и др.
4. Проезд через воротца. Делаются двустворчатые воротца высотой около 1,2-1,3 метра, через которые лошадь с всадником должна пройти, открыв толчком груди. Возможен вариант одностворчатых, которые надо открыть и закрыть, не спешиваясь (как в ковбойских «охотничьих тропах»).
5. «Яма» (как вариант, «страшная кучка», «шуршащий страшный пакет»). Не секрет, что лошадь пугается крупных ярких или, наоборот, очень темных предметов, внезапно попавших в поле ее зрения, так как не сразу может определить глубину изображения. Например, валун или ствол накрывается яркой тканью, возле которого лошадь должна спокойно пройти.
6. «Поваленное дерево». Ствол, лежащий на земле, без веток и выступов, диаметром не менее 50 см. Лошадь должна переступить его на шагу или на рыси без прыжка.
7. «Ветка». Низкорастущие ветки – часто встречающиеся препятствия для любителей поездить по лесу. Для этого препятствия высота поперечной жерди устанавливается на высоту не выше 10 см. от седла. Всаднику необходимо спешиться и провести лошадь под ней. Как вариант усложнения – тоннельчик из такни, натянутой на металлический каркас (можно приспособить старую палатку, прорезав сквозную дыру, ткань, наброшенную на ветки и др.).
8. «Сбежавшая лошадь». Моделируется ситуация, если по какой-то причине лошадь отошла от вас и вы не можете ничем контролировать ее кроме голоса. Лошадь вручается судье, всадник отходит на несколько метров за ее спину, затем лошадь отпускается. Она должна подойти к всаднику по его знаку. Это традиционные задания.
Из необычных - необходимо проехать верхом и, не спешиваясь, собрать развешанные по веткам ленточки или другую мелочевку. Дальше, я думаю, нет смысла перечислять – у каждого хватит воображения придумать подобное.
Судейство на маршруте осуществляется по принципу судейства в выездке – прохождение каждого испытания оценивается, минимум, 2 судьями по десятибалльной шкале – 10 – «отлично», и далее по убывающей. Прохождение такого маршрута рассчитано на 50- 80 минут.
Вот, навскидку, лишь некоторые из заданий, которые помогут разнообразить соревнования по треку и сделать из них увлекательное и интересное событие. Ну, и напоследок, не мешает подумать о награждении - красочных грамотах и розетках, памятных подарках, и, может быть, о фуршете.
© Права на данный текст принадлежат Gypsy. Данная статья отражает точку зрения только автора, ее написавшего. Перепечатка, копирование текста полностью или частично возможны только с разрешения автора, или же, при дословном цитировании, ссылка на первоисточник обязательна.