А кто-нибудь знает про это мероприятие? Случайно наткнулась:
http://govorim.by/brestskaya-oblast/brest/novosti-bresta/16786-aukcion-arabskih-loshadey-v-yanove-podlyaskom-prines-organizatoram-svyshe-milliona-evro.htmlНикогда не приходилось видеть, чтобы в Беларуси с таким размахом проходили праздники, посвященные Ее Величеству… Лошади. Польский Янов-Подляски, что на Буге, в 30 километрах от Бреста, являет собой великолепный пример такого праздника. Входной билет на празднества достигал цены в 100 долларов, а столь представительную публику из числа любителей лошадей и профессионалов коннозаводского дела со всего мира вряд ли еще где-то можно встретить в наших широтах.
…Место сбора заметно издалека. С самого утра сотни железных коней несутся к старинному парку, рядом с которым уже ждут кони живые. Далее – пешком, восхищаясь сбруей, ковбойскими шляпами, картинами, детскими игрушками – все связано с «лошадиной» тематикой.
Первым делом все спешат на главную арену праздника. Множество простых зрителей и бомонд по обе стороны – это потенциальные покупатели. Белые воротнички, сигары, официанты, бесплатные коктейли… Кажется, попадаешь в атмосферу крутого голливудского фильма или корриды, описанной великим Хемингуэем. Здесь воздух пропитан ожиданием чуда, и… оно происходит.
…Конный завод («стаднина») в Янове – старейший и один из самых красивых в Польше. Ценных арабских скакунов начали привозить сюда в XVI столетии, размещать в старых конюшнях при Яновском замке, а позже в специально построенных сооружениях в близлежащем имении Выгода. Конный завод был создан в XIX веке. Лошади, выращенные в Янове, сразу имели выраженный тип, крепкую конституцию и высокую работоспособность. Половина питомцев изначально были по происхождению английскими, остальные – арабскими, персидскими, турецкими, донскими, мекленбургскими, кавказскими и неаполитанскими. С тех пор работа по чистокровному коннозаводству и скаковым испытаниям только оттачивалась. И к нашему времени, судя по всему, достигла совершенства.
Ныне конная часть хозяйства имеет два отделения: чистокровное арабское и англо-арабское. В Янове содержится около трехсот арабских лошадей, в том числе сто маток. Здесь выращивают чемпионов международных выставок и победителей самых престижных скачек. Не потому ли упоминание о польском происхождении лошади в зарубежных рекламных буклетах и каталогах звучит как гарантия качества?
Не зря праздники в рамках большой программы Дней арабской лошади получили название «Гордость Польши» (Pride of Poland). Проводимый в Янове национальный польский чемпионат-выводка арабских лошадей, богато и красиво обставленное шоу на лучшего коня показа, множество других номинаций и призов делают мероприятие незабываемым. В нынешнем году оно длилось с 5 по 8 августа, и ни одна программа не повторялась. О значимости действа говорит и то, что его открыл президент Польши Бронислав Коморовски.
…Звучат фанфары, и наездники гордо, с уздечками в руках, ведут питомцев по кругу под аплодисменты зрителей. Задача – показать скаковые качества, экстерьер и грациозную красоту животных. Жюри с особым вниманием оценивает каждого участника торжества. Лидеров определяют в четверках и пятерках, а потом самые-самые выходят в финал. И становятся лучшими из лучших. Им достаются престижные призы и высокие награды, а главное – любовь публики. А уж ценить сложившиеся вековые традиции здесь умеют.
Посмотреть на действо приходит множество зрителей. Ведь среди потомства Яновского конного завода – пятьдесят чемпионов выставок арабских лошадей в США и Канаде. Вот и на нынешнем празднике господин из Флориды в интервью журналисту «Вечерки» с восхищением говорил о солидности праздника и публики, о только что сделанных приобретениях, которые лучше не афишировать.
Аукцион арабских лошадей в Янове-Подляском принес организаторам свыше миллиона евро
Вот таких красавцев арабских кровей выращивают в Янове.
И мы понимаем, о чем идет речь. Польские кони в цене еще до своего рождения. На аукционе можно купить, например, яйцеклетку многократных чемпионок мира и Европы за несколько сотен тысяч долларов. Покупатели находятся по всему миру. Что уж говорить о стоимости взрослых скакунов! (Например, на официальном сайте аукциона цена одного лота достигла 475 000 евро!) Но для их владельцев приобретения бесценны – большее значение, нежели деньги, имеют престиж и традиции, сохранение чистой линии породы. Хотя впоследствии удачно вложенные средства, не секрет, окупаются сотни раз.
Аукцион арабских лошадей в Янове-Подляском принес организаторам свыше миллиона евро
Публика живо реагировала на каждый интересный показ.
– Сейчас – хорошее время для покупателей со всей Европы, ведь когда же, как не в кризис, можно дешево купить хорошего коня? – такие мнения нередки в Янове. Среди покупателей – любители лошадей из Саудовской Аравии, Австралии, Великобритании, Франции, Катара…
Аукцион арабских лошадей в Янове-Подляском принес организаторам свыше миллиона евро
Не устаешь удивляться грации и гармонии здешних участников показов.
Ни белорусов, ни россиян на празднике встретить не удалось. А жаль. Ведь традиции коневодства, например, на Брестчине давние. Достаточно вспомнить деревню Скоки, что рядом с Брестом, и сохранившееся здесь родовое гнездо Немцевичей. Известно, что родственник нашего знаменитого земляка Юлиана Немцевича Ян Урсын Немцевич, более известный как Ян Титус, завел здесь во второй половине XIX века табун лошадей чистокровной английской породы. Как пишет в своей книге «Нямцэвічы. Сапраўдныя гісторыі» Анатолий Гладыщук, это был не только местный колорит, но и величайшая ценность, которая принесла славу Скокам далеко за пределами Берестья.
Аукцион арабских лошадей в Янове-Подляском принес организаторам свыше миллиона евро
Ковбойские шляпы – самый востребованный атрибут праздника. Цена в «австралийском шопе» – 15 злотых.
Ян Урсын Немцевич с первых шагов поставил цель – создание конного завода в Скоках. Это был один из первых конных заводов такого уровня во всей Российской империи. Усадьба на неурожайной песчаной почве стала приносить годовой чистый доход в 50 тысяч рублей. (Для сравнения: в 1912 году прямые доходы Брест-Литовска составляли немногим более 188 тысяч рублей.) Сегодня удивительно узнавать, что кони из Скоков неоднократно брали первые награды на самых престижных скачках того времени, получали просто баснословные гонорары.
К сожалению, Первая мировая война, революция и дальнейшие события свели все эти достижения к нулю.
Аукцион арабских лошадей в Янове-Подляском принес организаторам свыше миллиона евро
На ярмарке можно было купить всю необходимую сбрую для лошадей.
До сих пор начатое некогда хорошее дело находится на каком-то местечковом зародышевом уровне, и десятилетиями ситуация не меняется. В большинстве деревень и вовсе сложили руки – тягловой силы становится меньше и меньше, что говорить о скакунах.
Такие праздники, как яновский, дают стимул работать и надежду на будущее, демонстрируя, какого уровня можно достичь при умелом подходе и в итоге не прозябать от отсутствия денег, а зарабатывать их – миллионами – и снова вкладывать в развитие. Тогда станут понятны слезы радости организаторов и тех, кто стоял у истоков коннозаводского дела. В Янове мне посчастливилось это увидеть. Когда доведется испытать подобные чувства на родине?
Янов-Подляски – Брест